Анатолий Пстыга:«Цифровизация энергетики – наша приоритетная задача»
В самый короткий день в году – день зимнего солнцестояния – свой профессиональный праздник отмечают энергетики. Это люди, для которых понятия «свет» и тепло» – не просто «дело техники». Профессия энергетика требует увлеченного освоения нового, прогрессивного на протяжении всей жизни. Не напрасно топливно-энергетический комплекс считается основой экономики страны, с ним связывают развитие передовой технической мысли и национальной безопасности государства.
В канун Дня энергетика мы встретились с Анатолием Пстыгой, директором филиала «Энерготелеком» РУП «Брестэнерго», чтобы узнать, каких ориентиров придерживается предприятие, как в отрасль приходит «цифра» и как энергетика области защищается от кибератак?
Анатолий Олегович, какое направление деятельности сегодня Вы считаете приоритетным?
– Наш филиал был создан для целей цифровизации и автоматизации и бизнес-процессов РУП «Брестэнерго». Основные направления нашей работы остались прежними: ремонт и поверка приборов учета электрической и тепловой анергии; автоматизация и создание автоматизированных систем обработки информации, в том числе бизнес-процессов, в частности, бухгалтерского учета РУП «Брестэнерго». За последние годы освоили выпуск шкафов управления реклоузерами, шкафов управления уличным освещением, шкафов учета энергии в жилом секторе. Все это мы выполняем своими силами, и по качеству наши приборы не хуже, чем у конкурентов. И что важно: зачастую выигрывают в цене.
Прежде всего, наша деятельность направлена на нужды РУП «Брестэнерго» без возможности продажи техники и услуг сторонним компаниям. Но в последние годы стало больше обращений от различных субъектов области с просьбой на договорных началах создать системы АСКУЭ – автоматизированные системы контроля и учета электроэнергии. В числе наших партнеров таким образом оказались промышленные и сельскохозяйственные предприятия, бытовые потребители.
Какой ваш проект, реализованный в последние годы, принес отрасли и государству в целом серьезный экономический эффект?
– В середине 2022 года мы приступили к реализации большого проекта. Наше предприятие одно из первых в Республике Беларусь приступило к внедрению программно-технического комплекса автоматизированной системы диспетчерско-технологического управления. Это одно из крупных ноу-хау в Республике Беларусь. Опыт перенимали у россиян. Частично мы взяли программное обеспечение разработки РФ, а надстройки и внедрение принадлежат белорусской структуре – Госкомвоенпром РБ ОАО «Агат-системы управления». С ними заключен договор на реализацию проекта, и надо признать, что сегодня мы достаточно продвинулись.
Срок реализации – конец 2024-начало 2025 года. Надеюсь, что в 2024-м уже будет что показать. Это серверное сетевое оборудование. Система на принципиально новом уровне займется реализацией расчетных задач, задач по учету оборудования, классификации электрической сети, приведению электрической сети к единому стандарту. Существует международный единый стандарт. Россияне его утвердили; в нашей стране «Белэнерго» сделал такой же стандарт под нужды республики. Согласно этому образцу, топология и все описания электросети одинаковы для всех.
В России этот проект внедрен повсеместно?
– Мы были на конференции по СИМ-модели в Российской Федерации, где отчитывались представители разных регионов. Там головное предприятие «Россети» довело задание, а дочерние компании продвинулись в разной степени вперед. Многие представители дочерних компаний говорили одно и то же: хотелось бы, чтобы описывалась не только основная сеть, но и были услышаны нужды регионов. Наши коллеги указывали на то, что стандарт имеет общий характер, а хотелось бы каких-то подробностей, потому что на местах не всегда понятно, как его применять. В Беларуси, применяя международный стандарт, сразу пошли по иному пути – с учетом реалий местных предприятий.
На сегодня мы заканчиваем работу до уровня 10 кВ. В рамках этого проекта службы аппарата управления «Брестэнерго» проводят испытания. Ожидается, что сеть 0,4, применяя этот стандарт, уже будем описывать собственными силами.
В нашей прежней беседе Вы рассказывали о старте проекта «Личный кабинет для юридических лиц» – разработке специалистов филиала «Энерготелеком», которая позволяет юридическим лицам и ИП удаленно подавать документы в энергоснабжающую организацию. Разработчик программного продукта ООО «ИнноТех Солюшнс».
– На сегодня проект практически завершен. Он получил название «Личный кабинет бытового потребителя», и к нему разработано мобильное приложение «Trust» – очень удобно в пользовании. С помощью «Личного кабинета» и приложения бытовой потребитель имеет возможность заказать ряд услуг: переход на дифференцированный по временным периодам тариф на электрическую энергию, информирование энергоснабжающей организации о показаниях приборов учета, информирование энергоснабжающей организации о факте хищения электрической энергии, SMS-информирование потребителей о плановых и введенных отключениях электроснабжения.
Известно, что выпуск автоматизированных шкафов управления уличным освещением и реклоузерами, разработанных специалистами «Энерготелеком», принес экономический эффект. Этот проект получил продолжение?
– Разработанные нашими специалистами шкафы управления реклоузерами мы начали ставить несколько лет назад, и их можно найти в разных регионах области. И практически везде они включены в комплексы диспетчерского технологического управления. В том числе они будут управляться в рамках реализуемого комплекса ПТК РУП «Брестэнерго».
В процессе выпуска и установки шкафов уличного освещения мы переняли опыт наших коллег из «Гродноэнерго». Позаимствовали разработанное там программное обеспечение, которое сегодня централизованно управляет всем уличным освещением по Брестской области. Это означает, что у нас на серверах развернуто программное обеспечение, позволяющее осуществлять управление непосредственно из офиса «Энерготелекома». Совместно с Гродно ведем работу над доработкой этого программного обеспечения.
Если говорить об экономической эффективности нашей работы, дополнительно хочу обратить внимание: ранее применяли шкафы уличного освещения немного другой технологии – там включением-отключением управлял прибор учета. По сравнению с нашей технологией она немного несовершенна. Допустим, если выгорает управляющий элемент, то с прежним механизмом приходится заменять полностью прибор учета. У нас же стоит контактер – это достаточно ремонтопригодное изделие, что позволяет быстро и эффективно устранять неполадки.
Что касается шкафов автоматизированных систем учета электроэнергии, мы выбрали универсальное решение, которое позволяет одним шкафом «опрашивать» приборы учета нескольких производителей. До сих пор у пользователей стояли шкафы, которые могли считывать данные только с одного устройства. Например, необходимо снять показания со 100-квартирного дома. Шкаф учета опрашивает все счетчики, компонует данные и раз в месяц передает их в энергоснабжающую организацию. Она эти данные трансформирует в единую расчетную программу.
Раньше специализированный шкаф учета мог «опрашивать» только один вид счетчиков, то есть во всем доме они должны были быть одинаковыми. То решение, которые мы используем сегодня, дает возможность в 100-квартирном доме считывать информацию со счетчиков разных производителей. Легче заменить вышедший из строя механизм новым – тем, который в настоящее время есть в наличии. Это для работников сбыта электроэнергии большое облегчение. И, конечно, разработанное нашими специалистами устройство дает экономический эффект.
В стране интенсивно развивается цифровизация энергетики. Какие конкретные проекты в этом направлении осуществляет «Энерготелеком»?
– Цифровизация всех сфер деятельности в области энергетики – это наша приоритетная задача. Основной проект, который стартовал, и сегодня наши специалисты над ним интенсивно работают, я уже называл: внедрение программно-технического комплекса автоматизированной системы диспетчерско-технологического управления. Следующим этапом планируем приступить к автоматизации и цифровизации тепловых сетей. Разработка этой идеи пока на начальном этапе. Если в предыдущем проекте существует понятный и ясный стандарт, по которому можно работать, есть прикладные программные обеспечения, которые успешно опробованы в сопредельных государствах, то тут пока решение не найдено. Решение необходимо будет искать самостоятельно, и мы с этим обязательно справимся. Задача – в следующем году приступить к цифровизации тепловых сетей.
Там, где развивается цифровизация процессов, необходимо одновременно развивать и кибербезопасность. Сегодня много пишут о том, что энергетическая отрасль – одна из приоритетных, где должна быть налажена защита от кибератак. Как «Энерготелеком» включен в процесс реализации проектов кибербезопасности?
– При строительстве, модернизации энергообъектов предусматривается комплекс мер по защите информации. На ряде энергообъектов осуществляется проектирование, создание, аттестация систем защиты информации, включающих средства защиты от базовых (таких, как средства защиты от вредоносного программного обеспечения), до сложных систем защиты от целенаправленных киберугроз и средств автоматического реагирования на возможные киберинциденты.
Более того, как владелец критически важных объектов информатизации, РУП «Брестэнерго» обеспечивает создание центра кибербезопасности – вероятно, одного из самых амбициозных проектов в области кибербезопасности в настоящее время. Этот проект наряду с внедрением средств защиты информации предусматривает круглосуточный мониторинг состояния защищенности энергообъектов.
По материалам газеты "Вечерний Брест"