Новый закон о занятости населения
Комментарий к Закону от 11.10.2024 N 36-З.
Законом от 11.10.2024 N 36-З "Об изменении законов по вопросам занятости населения" (далее - Закон N 36-З) Закон о занятости населения изложен в новой редакции, а также внесены изменения в ряд законов. В частности, скорректирован порядок уведомления о вакансиях, введены новые обязанности, связанные с квотами для приема на работу инвалидов. Изменения, касающиеся нанимателей, вступят в силу с 01.01.2025.
К основным изменениям для нанимателей можно отнести следующие:
- вводится обязанность нанимателей подавать сведения о наличии вакансий, их заполнении либо исключении из штатного расписания в Общереспубликанский банк вакансий путем их размещения на информационном портале государственной службы занятости. Сведения нужно предоставлять в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП). Исключение предусмотрено только для нанимателей со списочной численностью работников не более 5 человек. Они смогут подавать сведения в письменном виде (абз. 14, 15 ч. 1 п. 1 ст. 35 Закона о занятости населения в новой редакции);
- нанимателям предоставляется право не уведомлять службы занятости о наличии вакансий, если работу по этой вакантной должности выполняет работник дополнительно наряду со своей основной работой или сверх продолжительности рабочего времени (ч. 2 п. 1 ст. 35 Закона о занятости населения в новой редакции);
- нанимателям (работодателям) предоставляется право размещать на информационном портале государственной службы занятости сведения о поиске граждан для выполнения работ по гражданско-правовым договорам, рабочих местах, которые еще не созданы (абз. 5 ст. 34 Закона о занятости населения в новой редакции);
- предусматриваются обязанности, которые связаны с введением квот для приема на работу инвалидов. Такие квоты будут устанавливаться для нанимателей всех форм собственности (кроме общественных объединений инвалидов, некоммерческих и бюджетных организаций) в порядке, определенном Совмином (абз. 8 ст. 1, ст. 27, абз. 6, 11, 19 ч. 1 п. 1 ст. 35 Закона о занятости населения в новой редакции);
- прямо предусмотрено, что при приеме на работу обязанных лиц не нужно запрашивать характеристику с предыдущих мест работы (ч. 3 п. 1 ст. 32 Закона о занятости населения в новой редакции);
- установлено, что по общему правилу обязанным лицам, трудоустроенным по судебному постановлению о трудоустройстве, предоставляется основной трудовой отпуск продолжительностью не менее 24 календарных дней. Отпуск продолжительностью 7 календарных дней устанавливается в случае, если на дату его предоставления у такого обязанного лица имеется неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание (п. 2 ст. 32 Закона о занятости населения в новой редакции, ст. 155 ТК);
- дополнены основания увольнения обязанных лиц (ч. 1 п. 3 ст. 32 Закона о занятости населения в новой редакции).
1. Подача нанимателем сведений о вакансиях
1.1. Обязанность размещать сведения о вакансиях на портале государственной службы занятости
По действующему законодательству наниматель обязан уведомлять органы по труду, занятости и соцзащите о наличии вакансий путем подачи сведений о них одним из двух способов (абз. 9 ч. 1 ст. 21 Закона о занятости населения, п. 27 Инструкции по заполнению сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий)):
- письменно на бумажном носителе по установленной форме (приложение 6 к постановлению Минтруда и соцзащиты N 149). Порядок заполнения сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий) определен соответствующей Инструкцией;
- в электронном виде, самостоятельно заполнив соответствующую электронную форму на портале государственной службы занятости (https://gsz.gov.by/).
С 01.01.2025 наниматели по общему правилу будут обязаны подавать сведения о наличии вакансий в Общереспубликанский банк вакансий путем их размещения на информационном портале государственной службы занятости. Такие сведения нужно предоставлять в виде электронного документа, подписанного ЭЦП. Исключение предусмотрено только для нанимателей со списочной численностью работников не более 5 человек. Они смогут подавать сведения в письменном виде (абз. 14 ч. 1 п. 1 ст. 35 Закона о занятости населения в новой редакции).
Справочно
Инструкции по работе с порталом государственной службы занятости можно найти на сайте (https://gsz.gov.by/directory/information/help/?active=employer).
Срок уведомления - в течение 5 рабочих дней со дня образования вакансии. Иначе говоря, уточнено, что срок исчисляется в рабочих днях (абз. 14 ч. 1 п. 1 ст. 35 Закона о занятости населения в новой редакции, абз. 9 ч. 1 ст. 21 Закона о занятости населения).
С 01.01.2025 при заполнении или исключении из штатного расписания вакансий, о наличии которых наниматель уведомил органы по труду, занятости и соцзащите, наниматели обязаны будут информировать об этом путем размещения на портале государственной службы занятости сведений в виде электронного документа, подписанного ЭЦП. Наниматели, у которых списочная численность работников не более 5 человек, по-прежнему будут вправе представлять такие сведения в орган по труду, занятости и соцзащите по месту нахождения свободного рабочего места (вакансии) в письменном виде. Срок информирования установлен - в течение двух рабочих дней со дня заполнения вакансии либо исключения ее из штатного расписания (абз. 15 ч. 1 п. 1 ст. 35 Закона о занятости населения в новой редакции).
Напомним, что по действующему законодательству информировать органы по труду, занятости и соцзащите нужно в день заполнения вакансии (абз. 10 ч. 1 ст. 21 Закона о занятости населения). Другими словами, изменился срок, а также прямо установлена обязанность информировать об исключении вакансии из штатного расписания.
Таким образом, для исполнения указанных выше обязанностей у нанимателя со списочной численностью работников более 5 человек должна быть ЭЦП. В случае если ЭЦП нет, ее нужно получить до 01.01.2025. Информацию о порядке получения ЭЦП можно посмотреть на сайте РУП "Национальный центр электронных услуг" (https://nces.by/pki/).
Обратите внимание!
За неуведомление, несвоевременное или не в полном объеме уведомление органов по труду, занятости и соцзащите уполномоченным должностным лицом нанимателя о наличии свободных рабочих мест (вакансий) предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 5 до 15 БВ (ч. 3 ст. 10.11 КоАП).
В связи с изменениями в Закон о занятости населения, полагаем, в ближайшее время будут внесены корректировки в Инструкцию по заполнению сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий) и установленную форму предоставления таких сведений, которые утверждены постановлением Минтруда и соцзащиты N 149.
1.2. Запрет размещать сведения о вакансиях, не опубликованных в Общереспубликанском банке вакансий, на других информационных ресурсах
С 01.01.2025 прямо предусмотрено, что запрещено размещать сведения о наличии вакансий, которые не опубликованы в Общереспубликанском банке вакансий на информационном портале государственной службы занятости, на иных информационных ресурсах. При размещении сведений о вакансиях на иных информационных ресурсах обязательно указывать ссылку на Общереспубликанский банк вакансий на информационном портале государственной службы занятости (п. 4 ст. 24 Закона о занятости населения в новой редакции).
Полагаем, за нарушение указанных требований нанимателя могут привлечь к ответственности по ч. 3 ст. 10.11 КоАП.
1.3. Право размещать на портале государственной службы занятости сведения о поиске граждан для выполнения работ по гражданско-правовым договорам, рабочих местах, которые еще не созданы
Так, с 01.01.2025 наниматели по своему усмотрению смогут размещать на информационном портале государственной службы занятости (абз. 5 ст. 34 Закона о занятости населения в новой редакции):
1) сведения о подборе граждан, которые будут осуществлять деятельность по гражданско-правовому договору;
2) информацию о рабочих местах, которые наниматель планирует создать и заместить. Например, по должностям служащих (профессиям рабочих), которые еще не введены в штатное расписание, либо о рабочих местах, которые на момент размещения сведений не являются свободными.
Полагаем, в ближайшее время Минтруда и соцзащиты установит форму таких сведений, порядок ее заполнения и представления (абз. 5 ст. 34 Закона о занятости населения в новой редакции).
Такие рабочие места не являются вакансиями, поэтому наниматели вправе, но не обязаны размещать сведения о них на портале государственной службы занятости (абз. 13 ст. 1 Закона о занятости населения в новой редакции). Действующим Законом о занятости населения такая возможность для нанимателей (работодателей) не предусмотрена.
1.4. Право не уведомлять о вакансиях, работу по которым выполняют другие работники в рамках совмещения, расширения зон обслуживания (увеличения объема работы)
С 01.01.2025 наниматели будут вправе сами решать, уведомлять или нет органы по труду, занятости и соцзащите о наличии вакансии, если работу по этой вакантной должности служащего (профессии рабочего) выполняет работник дополнительно наряду с его основной работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), или сверх продолжительности рабочего времени по основной работе. Например, в рамках совмещения должностей служащих (профессий рабочих), расширения зон обслуживания (увеличения объема работы) (ч. 2 ст. 35 Закона о занятости населения в новой редакции; п. 1, 2 ч. 2 ст. 67 ТК).
Пример
Уволился инспектор по кадрам, который работал на 0,5 ставки. Наниматель с письменного согласия работника установил юрисконсульту совмещение должности инспектора по кадрам (ч. 4 ст. 67 ТК). Должность инспектора по кадрам остается вакантной. С 01.01.2025 в такой ситуации наниматель вправе не уведомлять органы по труду, занятости и соцзащите о наличии вакансии.
Напомним, что согласно действующей редакции Закона о занятости населения в такой ситуации нужно подавать сведения по образовавшейся вакансии в органы по труду, занятости и соцзащите (абз. 9 ч. 1 ст. 21 Закона о занятости населения).
2. Уведомление о массовых высвобождениях работников, о высвобождениях в связи с ликвидацией (прекращением деятельности) нанимателя, сокращением численности или штата
Приведем сравнение скорректированных норм. Дополнения выделены полужирным шрифтом, а удаленные положения - зачеркнутым.
Изменение порядка уведомления органов по труду, занятости и соцзащите о высвобождениях работников
Действующая редакция Закона о занятости населения | Новая редакция Закона о занятости населения | Суть изменений |
Абзац 3 ч. 1 ст. 21 своевременно (не позднее чем за три месяца) представлять в органы по труду, занятости и социальной защите и профсоюз письменную информацию о возможных массовых высвобождениях работников (категории и численность работников, которых они могут коснуться, сроки, в течение которых намечено их осуществить), производимых в порядке, установленном законодательством. Критерии массового высвобождения работников определяются Министерством труда и социальной защиты; |
Абзац 7 ч. 1 п. 1 ст. 35 не позднее чем за три месяца письменно уведомлять орган по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя и профсоюз о возможных массовых высвобождениях работников по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты. Критерии массового высвобождения работников определяются Министерством труда и социальной защиты; |
С 01.01.2025 уведомление нужно будет направлять по установленной форме. Соответственно, полагаем, Минтруда и соцзащиты в ближайшее время утвердит такую форму. Срок уведомления остался прежним |
Абзац 4 ч. 1 ст. 21 не менее чем за два месяца до высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников; |
Абзац 8 ч. 1 п. 1 ст. 35 не менее чем за два месяца до высвобождения работников по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь, письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя с указанием фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), возраста, места жительства высвобождаемых работников, их уровня образования, квалификации, занимаемой ими должности служащего (профессии рабочего) и размера их средней заработной платы по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты; |
Норма приведена в соответствие с действующими нормами ТК в части оснований увольнения работников. Расширен перечень сведений о работниках, которые наниматель должен указать в уведомлении. Полагаем, в связи с этим будет скорректирована форма "Сведения о предстоящем высвобождении работников" (приложение 12 к постановлению Минтруда и соцзащиты N 149). Срок уведомления не изменился |
3. Информирование о приеме, отказе в приеме на работу гражданина, направленного органом по труду, занятости и соцзащите
С 01.01.2025 наниматель обязан в течение 2 рабочих дней со дня трудоустройства гражданина, направленного органом по труду, занятости и соцзащите, информировать об этом направивший орган. При этом нужно указать дату приема на работу такого гражданина. По общему правилу уведомить нужно посредством информационного портала государственной службы занятости (п. 4 ст. 35 Закона о занятости населения в новой редакции). Для этого нанимателю нужно зарегистрироваться и войти в личный кабинет с ЭЦП.
Справочно
Инструкции по работе с порталом государственной службы занятости можно найти на сайте (https://gsz.gov.by/directory/information/help/?active=employer).
Исключение предусмотрено для нанимателей со списочной численностью работников не более 5 человек. Они вправе в 5-дневный срок возвратить в орган по труду, занятости и соцзащите направление на работу с указанием даты приема гражданина на работу. Поскольку прямо не указано, что срок исчисляется в рабочих днях, полагаем, следует считать, что он установлен в календарных днях. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день (ч. 2, 5 ст. 10 ТК).
Уточнен порядок действий нанимателя при отказе в приеме на работу гражданина, направленного органом по труду, занятости и соцзащите. В частности, установлено, что ответ по направлению на работу, выданному в электронном виде, наниматель направляет в орган по труду, занятости и соцзащите посредством информационного портала государственной службы занятости в течение 2 рабочих дней (п. 5 ст. 35 Закона о занятости населения в новой редакции).
Порядок оформления отказа в случае, если направление выдано в виде документа на бумажном носителе, останется прежним (ч. 3 ст. 21 Закона о занятости населения).
Таким образом, у нанимателя со списочной численностью работников более 5 человек должна быть ЭЦП. В случае если ЭЦП нет, ее нужно получить до 01.01.2025.
Справочно
Информацию о порядке получения ЭЦП можно посмотреть на сайте РУП "Национальный центр электронных услуг" (https://nces.by/pki/).
4. Квоты для приема на работу инвалидов
С 01.01.2025 на нанимателей возлагаются новые обязанности, которые связаны с введением квот для приема на работу инвалидов. Такие квоты будут устанавливаться для нанимателей всех форм собственности в порядке, определенном Совмином. Квоты не будут устанавливать (абз. 8 ст. 1, ст. 27 Закона о занятости населения в новой редакции):
- общественным объединениям инвалидов и образованным ими организациям;
- некоммерческим организациям, бюджетным организациям и иным организациям, которые получают субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.
В частности, наниматели будут обязаны (абз. 6, 11, 19 ч. 1 п. 1 ст. 35 Закона о занятости населения в новой редакции):
1) выполнять установленную квоту для приема на работу инвалидов;
2) принимать на работу инвалидов, которые направлены органами по труду, занятости и социальной защите в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов;
3) представлять в органы по труду, занятости и социальной защите в письменном виде информацию о выделении и (или) создании рабочих мест в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов. Порядок предоставления такой информации определит Совмин. Полагаем, соответствующее постановление Совмина будет принято до 01.01.2025 (п. 2 ст. 35 Закона о занятости населения в новой редакции, ст. 13 Закона N 36-З).
Напомним, что в Беларуси применяется бронирование рабочих мест и создание специализированных рабочих мест для инвалидов. Эти гарантии сохраняются.
5. Трудоустройство обязанных лиц
Напомним, что с 01.01.2025 Декрет N 18 о дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях утратит силу (ст. 7, абз. 3 ст. 9 Закона N 26-З). Нормы, регулирующие порядок трудоустройства обязанных лиц, перенесены в Закон о занятости населения в новой редакции (п. 14 Декрета N 18, ст. 32 Закона о занятости населения в новой редакции). При этом предусмотрены следующие изменения.
5.1. Характеристика с предыдущих мест работы
Прямо закреплено, что при приеме на работу обязанного лица характеристику с предыдущих мест работы запрашивать не нужно (ч. 3 п. 1 ст. 32 Закона о занятости населения в новой редакции).
Таким образом, с 01.01.2025 наниматели не должны запрашивать характеристики в отношении обязанных лиц, в том числе при приеме их на работу в государственные организации (ч. 2 п. 11 Декрета N 5).
5.2. День приема на работу
Четко определено, что прием на работу обязанного лица, в отношении которого вынесено судебное постановление о трудоустройстве, осуществляется именно в день его явки в организацию для трудоустройства (ч. 1 п. 1 ст. 32 Закона о занятости населения в новой редакции). Соответственно, полагаем, наниматель в день прибытия обязанного лица должен заключить с ним трудовой договор на неопределенный срок и издать приказ (распоряжение) о приеме на работу (ч. 4 ст. 25 ТК).
Основанием приема на работу обязанного лица, в отношении которого вынесено судебное постановление о трудоустройстве, как и ранее, является направление органа по труду, занятости и соцзащите (ч. 1 п. 1 ст. 32 Закона о занятости населения в новой редакции, ч. 4 п. 14 Декрета N 18).
5.3. Отпуск
С 01.01.2025 обязанные лица имеют право в том числе на основной трудовой отпуск продолжительностью, установленной ст. 155 ТК, т.е. не менее 24 календарных дней. Поскольку в норме указано "обязанные лица", полагаем, по общему правилу такая продолжительность основного трудового отпуска распространяется в том числе на обязанных лиц, трудоустроенных по судебному постановлению. Исключением будет ситуация, когда на дату предоставления отпуска обязанное лицо, трудоустроенное по судебному постановлению, имеет не снятое (не погашенное) в установленном порядке дисциплинарное взыскание. В этом случае трудовой отпуск, в том числе за первый рабочий год, будет установлен продолжительностью 7 календарных дней (п. 2 ст. 32 Закона о занятости населения в новой редакции, ст. 155 ТК).
Таким образом, полагаем, с 01.01.2025, если у обязанного лица, трудоустроенного по судебному постановлению, на дату предоставления трудового отпуска не будет не снятого (не погашенного) в установленном порядке дисциплинарного взыскания, наниматель обязан предоставить ему отпуск не менее 24 календарных дней.
Напомним, что согласно действующему законодательству обязанным лицам, трудоустроенным по судебному постановлению, предоставляется основной трудовой отпуск продолжительностью 7 календарных дней (ч. 8 п. 14 Декрета N 18).
Обратите внимание!
Указанное изменение нужно учесть при составлении графика отпусков на 2025 г. Он должен быть составлен не позднее 05.01.2025 или иного срока, установленного коллективным договором, соглашением либо согласованного нанимателем с профсоюзом (ч. 2 ст. 168 ТК).
Сохраняется запрет предоставлять иные трудовые и социальные отпуска, предусмотренные законодательством о труде, обязанным лицам, которые трудоустроены по судебному постановлению (п. 2 ст. 32 Закона о занятости населения в новой редакции, ч. 8 п. 14 Декрета N 18).
5.4. Основания увольнения
С 01.01.2025 установлены дополнительные относительно предусмотренных Декретом N 18 основания увольнения обязанных лиц, в частности (ч. 1 п. 3 ст. 32 Закона о занятости населения в новой редакции):
1) прекращение (приостановление) в соответствии с законодательными актами деятельности нотариуса, осуществляющего нотариальную деятельность в нотариальном бюро, физлица, осуществляющего деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ИП в связи с их призывом на военную службу, направлением на альтернативную службу (п. 8 ст. 44 ТК);
2) достижение обязанным лицом общеустановленного пенсионного возраста и наличие права на пенсию (п. 3 ч. 2 ст. 35 ТК);
3) перевод обязанного лица к другому нанимателю по согласованию с органом по труду, занятости и соцзащите (п. 4 ч. 2 ст. 35 ТК). При этом оплата труда по новому месту работы не должна быть ниже оплаты труда на прежнем месте работе. Полагаем, это основание более широкое, по сравнению с предусмотренным ч. 15 п. 14 Декрета N 18, поскольку позволяет перевести обязанное лицо к другому нанимателю, в том числе если оплата труда у обоих нанимателей одинаковая. Действующая норма позволяет перевести обязанное лицо, если зарплата у нового нанимателя выше;
4) нахождение обязанного лица в розыске более 6 месяцев (абз. 2 п. 7 ст. 42 ТК);
5) возникновение установленных законодательством ограничений на занятие определенными видами деятельности, препятствующих продолжению работы, в том числе (п. 7 ст. 44 ТК):
- депортация, высылка из Беларуси обязанного лица, которое является иностранным гражданином или лицом без гражданства;
- проживание обязанного лица на территории иностранного государства.
6. Трудоустройство граждан, направленных на работу в рамках временной трудовой занятости молодежи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учебы время
С 01.01.2025 с гражданами, которые направлены на работу в рамках временной трудовой занятости молодежи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учебы время, наниматели будут заключать срочные трудовые договоры, за исключением контрактов. Также прямо предусмотрено, что при приеме на работу таких граждан характеристика с предыдущих мест работы не запрашивается (ч. 6 ст. 16 Закона об основах государственной молодежной политики в новой редакции; ст. 7, абз. 2 ст. 14 Закона N 36-З).
Таким образом, полагаем, даже если ранее работник, которого принимают в рамках временной трудовой занятости молодежи, уже работал на условиях трудового договора, с 01.01.2025 наниматель не обязан запрашивать характеристику с предыдущих мест работы (ч. 6 ст. 16 Закона об основах государственной молодежной политики в новой редакции, ч. 2 п. 11 Декрета N 5). По действующим нормам при приеме на работу в рамках временной трудовой занятости молодежи в государственные организации наниматель обязан запросить характеристику.
Напомним, что временная трудовая занятость молодежи организуется для граждан в возрасте от 14 лет до 31 года (п. 2 Положения N 958):
- путем содействия органами по труду, занятости и соцзащите в трудоустройстве на вакансии нанимателей, в том числе на временные дополнительно созданные места;
- участия в работе студенческих отрядов.